Факультет экономики и управления ИГЭУ
НОВОСТИ СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЕ НАУКА ТРУДОУСТРОЙСТВО  

Абитуриентам о профилях «Финансовый менеджмент» и «Маркетинг»

Битеряков Ю.Ф.

БИТЕРЯКОВ Юрий Федорович

Кандидат экономических наук, профессор

Заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга в 1998-2015 гг.

   

– Юрий Федорович, кафедра менеджмента и маркетинга готовит бакалавров сразу по двум профилям: «Финансовый менеджмент» и «Маркетинг». С какой из них предлагаете начать наш разговор?

– Давайте начнем с более «молодого» профиля – «Маркетинг». Специальность «Маркетинг» была открыта в нашем университете в 2001 году. Таким образом, в этом году (2020 – прим. ред.) у нас шестнадцатый выпуск. Специальность относительно молодая не только для нашего вуза, но и в масштабах страны. Потребность в специалистах, способных работать в конкурентной среде, появилась в нашей стране вместе с переходом на рыночную экономику. И по сей день маркетолог – одна из наиболее востребованных профессий на рынке труда. В условиях конкуренции любое предприятие рано или поздно сталкивается с необходимостью «сверить» направление своего развития с требованиями рынка. Выявить потребности потребителей, создать продукт, который будет продаваться, – вот те основные направления деятельности маркетологов, от которых зависит успех любого предприятия.

– Каковы перспективы карьерного роста выпускника, получившего образование по профилю «Маркетинг»?

– На западе маркетолог – вторая фигура после генерального директора. Мимо него не проходит практически ни одно решение в компании. Это специалист, который постоянно «держит руку на пульсе», направляет и корректирует деятельность компании, приводит ее в соответствие с требованиями рынка, трактует текущие события вокруг и внутри компании и определяет перспективы ее развития. В России все несколько иначе. Поле деятельности маркетологов в некоторых компаниях неоправданно узко. Иногда это лишь реклама или отслеживание продаж. Неправильное понимание сути маркетинга приводит к тому, что маркетологов не воспринимают как специалистов, зарабатывающих деньги. Но положение дел, к счастью, меняется. Сегодня маркетолог – это не просто дань моде. Меняется экономическая ситуация в стране, растет уровень образования руководителей, и в области маркетинга в том числе, они молодеют. И маркетологу уже легче отвоевать свое место под солнцем.

– Получается, что маркетолог – профессия не для тихоней?

– В общем-то, да. Эта профессия для активных людей, для тех, кто не боится публичности, умеет отстаивать свою точку зрения и брать на себя ответственность. И вот еще что хочу подчеркнуть: чтобы быть успешным в профессии, маркетолог должен учиться всю жизнь.

– Юрий Федорович, Вы ничего не сказали о том, что маркетолог – профессия творческая, креативная, как сейчас принято говорить. Вы так не считаете?

– Действительно, в профессии маркетолога есть место творчеству. И возможностей проявить себя как творческую личность предостаточно. Однако маркетолог – это экономическое образование. А значит, во главе угла стоит развитие аналитических способностей. Воплощение творческих идей возможно лишь после соответствующего экономического обоснования. Кроме того, повседневная работа маркетолога связана с поиском, обработкой и анализом больших массивов информации. Серьезная аналитическая подготовка, навыки работы с компьютером – вот те образовательные приоритеты, которые отличают процесс подготовки будущих маркетологов на нашей кафедре.

– А насколько выпускники профиля «Маркетинг» готовы к тому, чтобы самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью?

– Я считаю, профиль «Маркетинг» как никакой другой направлен на образование и, если можно так выразиться, на «воспитание» будущих предпринимателей. Конечно, наличия предпринимательской жилки как необходимого условия успеха человека в качестве бизнесмена никто не отменял. Отчасти я разделяю бытующее мнение о том, что лучший маркетолог – это владелец собственного дела. Однако в современных экономических условиях без обладания специальными знаниями и навыками не обойтись. Уметь ориентироваться в динамичной внешней среде, анализировать происходящие события, выявлять угрозы и возможности для дальнейшего развития – всему этому можно и нужно учиться.

– Давайте теперь поговорим о профиле «Финансовый менеджмент». Чем, на Ваш взгляд, он отличается от других экономических профилей?

– Направление «Менеджмент» уникально своей универсальностью. Мы готовим специалистов без привязки к какой-либо отрасли, способных работать в организациях любой сферы деятельности и формы собственности. Теоретические знания и практические навыки, полученные в процессе обучения, позволяют нашим выпускникам заниматься такими видами профессиональной деятельности, как управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, информационно-аналитическая, инновационная, консультационная.

– Не ограничивает ли профиль «Финансовый менеджмент» возможности будущего трудоустройства выпускников одной лишь финансовой сферой?

– Ни в коем случае! Все как раз наоборот. Профиль «Финансовый менеджмент» дает, я подчеркиваю, углубленные знания в сфере управления финансовыми ресурсами, учит принимать обоснованные решения, направленные на повышение стоимости компании. Не секрет, каково бы ни было предприятие – крупное или малое, бюджетное или коммерческое, его финансовые ресурсы небезграничны. Дисциплины профиля предоставляют тот необходимый объем знаний, который позволяет грамотно управлять финансовыми ресурсами, и дают нашим выпускникам возможность трудоустраиваться не только в производственной сфере, но и в сфере банковских, страховых и финансовых услуг. Таким образом, выпускники нашей кафедры получают дополнительное конкурентное преимущество на рынке труда.

– Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать менеджер?

– Высокий уровень самодисциплины, инициативность, ответственность, активность, коммуникабельность безусловно необходимы специалисту по рациональному управлению кадрами, финансами и материальными ресурсами. Способствовать развитию данных качеств у студентов – одна из первостепенных задач выпускающей кафедры. И у нас есть для этого необходимые административные и финансовые ресурсы. Кафедра поощряет участие студентов в научно-практических конференциях, конкурсах, круглых столах с представителями бизнеса и власти. Стоит особо отметить тот факт, что менеджер, как и маркетолог, работает в условиях постоянно изменяющейся экономической среды. Поэтому неотъемлемым качеством менеджера, залогом его профессиональных успехов является способность к непрерывному самообразованию.

– Так кто же такой менеджер?

– Менеджер – это профессиональный управляющий, занимающийся организаторской и управленческой деятельностью и наделенный для этого определенными ресурсами и полномочиями. Я бы особо хотел подчеркнуть слово «профессиональный». Часто менеджерские посты занимают люди, имеющие квалификации, скажем, юристов или экономистов. Безусловно, им недостает специальных знаний, которыми располагают менеджеры. Продвижение по карьерной лестнице в любой отрасли и сфере деятельности немыслимо без владения знаниями и навыками управления человеческими, материальными и финансовыми ресурсами. Научиться всему этому – а значит, заложить фундамент будущего карьерного роста – возможно, выбрав направление «Менеджмент».

– Присутствует ли в процессе преподавания на кафедре менеджмента и маркетинга нечто уникальное?

– Обучение по экономическим профилям, и особенно менеджменту и маркетингу, обязательно должно идти параллельно практике. С этой целью наша кафедра сотрудничает со специалистами-практиками. Они делятся собственным опытом, привлекают студентов к выполнению конкретных производственных задач, т.е. помогают нарабатывать столь необходимые практические навыки работы. В результате такого сотрудничества некоторые студенты нашей кафедры получают предложения трудоустройства еще во время обучения. Особое внимание на кафедре уделяется процессу прохождения практики на предприятиях – как Ивановской области, так и за ее пределами. Студенты имеют возможность выбора – найти собственную базу практики или выбрать одно из тех предприятий, с которыми сотрудничает кафедра. Отмечу, что расходы, связанные с прохождением практики в других регионах, оплачивает вуз. Как только студент приступает к изучению специальных дисциплин, начинается постепенный процесс его приобщения к, так сказать, реальной жизни. На втором курсе он проходит ознакомительную, на четвертом – производственную практику. Продолжительность и уровень сложности практики постепенно повышаются. Таким образом, от курса к курсу объем теоретических знаний растет параллельно практическим навыкам. Кроме того, студенты кафедры получают углубленную подготовку по иностранному языку в профессиональной сфере, что позволяет им работать с современными иностранными публикациями и в перспективе выходить на зарубежные рынки труда.

– А как Вы лично относитесь к работающим студентам?

– Это деликатный вопрос, требующий индивидуального, если можно так сказать, «разбирательства». Безусловно, если студент успешно сочетает учебу и работу, это стоит поддержать. Что мы, я имею в виду преподавателей кафедры, и делаем. Практически все материалы по ключевым дисциплинам специальности доступны студентам в электронном виде – учебники, конспекты лекций, методические указания. Благодаря созданной на кафедре и отлаженной в течение многих лет системе дистанционного обучения «Бумеранг» имеется возможность интерактивного контроля знаний с использованием интернета.

– Юрий Федорович, насколько востребованы выпускники профилей «Финансовый менеджмент» и «Маркетинг» на рынке труда сегодня?

– Несмотря на непростую обстановку на рынке труда, уже сейчас, в мае, мы можем констатировать тот факт, что 90% выпускников этого года фактически трудоустроены. И это не только свидетельство того, что профили востребованы на рынке. С момента своего создания и по сей день кафедра планомерно ведет работу по налаживанию и поддержанию контактов с успешно функционирующими компаниями не только Ивановской области, но и других регионов. Как результат – обширная география мест, где работают наши выпускники.

– Спасибо за интервью!

ПОИСК
ССЫЛКИ
ИГЭУ
Официальный сайт университета
РАСПИСАНИЕ
Расписание занятий на сайте ИГЭУ
БУМЕРАНГ
Электронная информационно-образовательная среда
АНЕКДОТ ОТ ДЕКАНА

Отец звонит сыну-студенту:

- Ну, как прошел экзамен?

- Экзамен прошел блестяще, профессор в восторге! Просит повторить осенью.

 
Яндекс.Метрика